Страница обновлена 07.02.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 25 "Дюймовочка" Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 07.02.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 25 "Дюймовочка" Тутаевского муниципального района

Сетевое взаимодействие образовательных организаций

как условие реализации ФГОС дошкольного образования

                                                                                         «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». 
Д. Уэбстер

     Введение и реализация  ФГОС ДО педагогическим  сообществом  рассматривается  как инновационная деятельность, направленная  на повышение   конкурентного  преимущества  российского   образования.

     В  документах, определяющих   государственную политику в сфере образования,  указывается  на    необходимость формирования  открытости системы образования   и создания условий    для  профессионального сотрудничества педагогов. Организация  всестороннего  партнерства предполагает  формирование сетевого взаимодействия на всех уровнях системы образования, но в первую очередь там, где осуществляется  инновационная  деятельность.

     Создание  сетевого сообщества рядом педагогических учреждений  муниципального  района было  обусловлено  целями  и  задачами  инновационного проекта  "Создание модели и механизма  управления внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений ТМР».  На  период   его  реализации  приказом  Департамента  образования  Ярославской области   от   17.03.2014 г.   №157/01-03 МДОУ №4, 8, 11, 20, 25, 27 и  МОУ начальная школа – детский сад №16  признаны  инновационной  площадкой.    

     В настоящее  время  сетевое взаимодействие  является  одним из  значимых  ресурсов  инновационного образования,  поскольку  обладает  рядом преимуществ, а именно:

     – происходит  усиление   ресурса  любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;

     – появляется   возможность у каждого  участника  сети  для продвижения собственных  продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг;

     - в процессе  профессиональных  контактов  происходит  независимая оценка  и экспертиза  методических разработок;

     – осуществляются  непосредственное взаимодействие   участников сети.

     Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня – это их горизонтальное взаимодействие по распределению  функционала  и распространению ресурсов.  Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети в формах  коллективной  распределенной  деятельности, направленной на достижение  определенной цели. Целью  сетевого взаимодействия  семи (МДОУ №4, 8, 11, 20, 25, 27, МОУ начальная школа-детский сад №16) образовательных учреждений Тутаевского муниципального района  в рамках реализации инновационного проекта  является   создание единого образовательного пространства, соответствующего  требованиям ФГОС ДО.

     Для достижения этой цели была создана организационная структура,  включающая в себя три уровня: уровень стратегического планирования, координационный   и  уровень участников сети. Эффективность функционирования сети поддерживается  разработанной  нормативно-правовой базой, включающей в себя: «Положение о Координационном совете", "Положение о рабочей группе", "Положение о сетевом взаимодействии". Исполнитель и соисполнители  подписали Соглашение с приложением плана-графика  по представлению отчуждаемых продуктов, созданных в ходе реализации проекта. Участниками сети были разработаны и утверждены  паспорт проекта  и  план-график мероприятий на три года (2014, 2015, 2016).  На сайте исполнителя оформлена  страница РИП, где размещаются отчеты, методические материалы, фоторепортажи проведенных  мероприятий.

     В  план  основных мероприятий по реализации проекта включены необходимые мероприятия в соответствии со структурой Федеральной, дорожной карты: разработка  необходимых нормативно-правовых документов для образовательных учреждений, в том числе должностные инструкции, оценочные показатели  к эффективному контракту, анкеты для педагогов по определению образовательных  потребностей, создание программы  психолого-педагогического сопровождения педагогов, консультирование  по вопросам  формирования в образовательных учреждениях РПП среды в соответствии с ФГОС ДО, разработка образовательной программы, единичные проекты  для вариативной части ОП, организация родительской конференции, создание страницы на персональных сайтах "Образовательные стандарты", аналитическая деятельность по определению потребности в финансово-экономических  и  материально- технических ресурсах.

     Введение ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Достичь поставленной цели и добиться результата по выполнению требований дошкольного образовательного стандарта можно при условии использования педагогического менеджмента как  комплекса  принципов, методов, организационных форм  и  технологических приемов управления  процессом введения  ФГОС ДО. Технология  управления предполагает выполнение определенных функций:   прогнозирование,  планирование,  создание организационных структур,  координация -  иными словами, выполнение определенного алгоритма реализации проекта.

 Общее руководство реализацией   проекта    осуществляет коллективный  орган – Координационный совет, объединяющий заведующих. Его функции – создание эффективного механизма сетевого взаимодействия педагогических коллективов, направленного на реализацию проекта. Основным  содержанием деятельности является осуществление анализа, контроля и взаимоинформирование.

Коллективный  интеллект  Координационного  совета,  как способность группы находить более эффективные способы решения задач, создает оптимальные  условия для реализации проекта. Участники сети (педагоги, узкие специалисты)  в соответствии планом мероприятий  разрабатывают необходимый методический материал по основным  требованиям ФГОС ДО. Рабочая группа, состоящая из старших воспитателей, обеспечивает методическое,  психолого-педагогическое  сопровождение  участников  сети,  выполняет  консалтинговую функцию. Использование в процессе реализации проекта совокупность структурно-функционального и  системного подхода позволяет, на наш взгляд,  решать установленные задачи и добиваться максимально возможных результатов при рациональном использовании  имеющихся  ресурсов.

Модель    сетевого взаимодействия введения   ФГОС ДО в образовательный процесс  представлена следующей таблицей:

Уровень стратегического планирования

приказ   ДО Ярославской обл. 17.03.2014 г.   №157/01-03

соглашение исполнителя с ДО Яросл. обл.

соглашение исполнителя с соисполнителем

план-график мероприятий

комплект Положений для сети

Участники сети

МДОУ №4 "Буратино"

МДОУ № 8 "Колосок"

МДОУ №11 "Колокольчик"

МДОУ №25 "Дюймовочка"

МДОУ №27 "Цветик-семицветик"

МОУ начальная школа-детский сад №16"Солнышко"

Структурно-функциональные группы

координационный совет (заведующие)

рабочая группа  (ст. воспитатели)

творческие группы (педагоги ДОУ)

специалисты-эксперты на договорной основе (аутсорсинг)

Отчуждаемые продукты

1.Пакет локальных НП актов для ДОУ

2.Образовательная программа

3.Модель ОП территории, паспорт РППС групп ДО

4.Банк видеоматериалов (сценарии образовательной  деятельности)

5.Практико-ориентированные проекты (взрослый -ребенок)

6.Региональный компонент ООП – проекты по краеведению                                                                                            

Важнейшим условием  в достижении результативности инновационного проекта является использование определенных принципов  в организации взаимодействия  сетевых педагогических сообществ. К наиболее важным  мы относим принцип краудсорсинга – стандарт выполнения коллективной работы, когда общее дело выполняется отдельными элементами. Таким образом разработаны локальные нормативные акты для ДОУ. По завершении экспертизы.                                                                                                                                                 Региональная инновационная площадка по реализации проекта "Создание модели и механизма управления внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений ТМР» функционирует  со дня подписания соглашения с Департаментом образования Ярославской области (8.08.2014 г.). С  этого  момента  участниками  сети  выполнена  организационная  работа  по созданию  структуры сети, определение ее функционала. Разработан  пакет  необходимых  документов, комплект локальных актов для ДОУ.  Значимым  событием  для района  была родительская  конференция, в которой приняли  участие  представители родительской  общественности  всех  дошкольных  учреждений.  Идет  работа   по  организации  аналитической деятельности. На  основе  созданной  в сети  матрицы  анализа   впервые   в  районе  определяется  промежуточный  уровень  введения ФГОС  ДО. Таким образом, сетевое взаимодействие способствует созданию единого образовательного пространства для обеспечения комплекса условий введения и эффективной реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Следует  поддержать  развитие  сетевых  педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего  того, что формирует  профессиональную среду.
В. Путин.