Сетевое взаимодействие образовательных организаций
как условие реализации ФГОС дошкольного образования
«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Д. Уэбстер
Введение и реализация ФГОС ДО педагогическим сообществом рассматривается как инновационная деятельность, направленная на повышение конкурентного преимущества российского образования.
В документах, определяющих государственную политику в сфере образования, указывается на необходимость формирования открытости системы образования и создания условий для профессионального сотрудничества педагогов. Организация всестороннего партнерства предполагает формирование сетевого взаимодействия на всех уровнях системы образования, но в первую очередь там, где осуществляется инновационная деятельность.
Создание сетевого сообщества рядом педагогических учреждений муниципального района было обусловлено целями и задачами инновационного проекта "Создание модели и механизма управления внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений ТМР». На период его реализации приказом Департамента образования Ярославской области от 17.03.2014 г. №157/01-03 МДОУ №4, 8, 11, 20, 25, 27 и МОУ начальная школа – детский сад №16 признаны инновационной площадкой.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из значимых ресурсов инновационного образования, поскольку обладает рядом преимуществ, а именно:
– происходит усиление ресурса любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
– появляется возможность у каждого участника сети для продвижения собственных продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг;
- в процессе профессиональных контактов происходит независимая оценка и экспертиза методических разработок;
– осуществляются непосредственное взаимодействие участников сети.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня – это их горизонтальное взаимодействие по распределению функционала и распространению ресурсов. Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети в формах коллективной распределенной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Целью сетевого взаимодействия семи (МДОУ №4, 8, 11, 20, 25, 27, МОУ начальная школа-детский сад №16) образовательных учреждений Тутаевского муниципального района в рамках реализации инновационного проекта является создание единого образовательного пространства, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
Для достижения этой цели была создана организационная структура, включающая в себя три уровня: уровень стратегического планирования, координационный и уровень участников сети. Эффективность функционирования сети поддерживается разработанной нормативно-правовой базой, включающей в себя: «Положение о Координационном совете", "Положение о рабочей группе", "Положение о сетевом взаимодействии". Исполнитель и соисполнители подписали Соглашение с приложением плана-графика по представлению отчуждаемых продуктов, созданных в ходе реализации проекта. Участниками сети были разработаны и утверждены паспорт проекта и план-график мероприятий на три года (2014, 2015, 2016). На сайте исполнителя оформлена страница РИП, где размещаются отчеты, методические материалы, фоторепортажи проведенных мероприятий.
В план основных мероприятий по реализации проекта включены необходимые мероприятия в соответствии со структурой Федеральной, дорожной карты: разработка необходимых нормативно-правовых документов для образовательных учреждений, в том числе должностные инструкции, оценочные показатели к эффективному контракту, анкеты для педагогов по определению образовательных потребностей, создание программы психолого-педагогического сопровождения педагогов, консультирование по вопросам формирования в образовательных учреждениях РПП среды в соответствии с ФГОС ДО, разработка образовательной программы, единичные проекты для вариативной части ОП, организация родительской конференции, создание страницы на персональных сайтах "Образовательные стандарты", аналитическая деятельность по определению потребности в финансово-экономических и материально- технических ресурсах.
Введение ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Достичь поставленной цели и добиться результата по выполнению требований дошкольного образовательного стандарта можно при условии использования педагогического менеджмента как комплекса принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления процессом введения ФГОС ДО. Технология управления предполагает выполнение определенных функций: прогнозирование, планирование, создание организационных структур, координация - иными словами, выполнение определенного алгоритма реализации проекта.
Общее руководство реализацией проекта осуществляет коллективный орган – Координационный совет, объединяющий заведующих. Его функции – создание эффективного механизма сетевого взаимодействия педагогических коллективов, направленного на реализацию проекта. Основным содержанием деятельности является осуществление анализа, контроля и взаимоинформирование.
Коллективный интеллект Координационного совета, как способность группы находить более эффективные способы решения задач, создает оптимальные условия для реализации проекта. Участники сети (педагоги, узкие специалисты) в соответствии планом мероприятий разрабатывают необходимый методический материал по основным требованиям ФГОС ДО. Рабочая группа, состоящая из старших воспитателей, обеспечивает методическое, психолого-педагогическое сопровождение участников сети, выполняет консалтинговую функцию. Использование в процессе реализации проекта совокупность структурно-функционального и системного подхода позволяет, на наш взгляд, решать установленные задачи и добиваться максимально возможных результатов при рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Модель сетевого взаимодействия введения ФГОС ДО в образовательный процесс представлена следующей таблицей:
Уровень стратегического планирования |
приказ ДО Ярославской обл. 17.03.2014 г. №157/01-03 |
соглашение исполнителя с ДО Яросл. обл. |
соглашение исполнителя с соисполнителем |
план-график мероприятий |
комплект Положений для сети |
Участники сети |
МДОУ №4 "Буратино" |
МДОУ № 8 "Колосок" |
МДОУ №11 "Колокольчик" |
МДОУ №25 "Дюймовочка" |
МДОУ №27 "Цветик-семицветик" |
МОУ начальная школа-детский сад №16"Солнышко" |
Структурно-функциональные группы |
координационный совет (заведующие) |
рабочая группа (ст. воспитатели) |
творческие группы (педагоги ДОУ) |
специалисты-эксперты на договорной основе (аутсорсинг) |
Отчуждаемые продукты
1.Пакет локальных НП актов для ДОУ
2.Образовательная программа
3.Модель ОП территории, паспорт РППС групп ДО
4.Банк видеоматериалов (сценарии образовательной деятельности)
5.Практико-ориентированные проекты (взрослый -ребенок)
6.Региональный компонент ООП – проекты по краеведению
Важнейшим условием в достижении результативности инновационного проекта является использование определенных принципов в организации взаимодействия сетевых педагогических сообществ. К наиболее важным мы относим принцип краудсорсинга – стандарт выполнения коллективной работы, когда общее дело выполняется отдельными элементами. Таким образом разработаны локальные нормативные акты для ДОУ. По завершении экспертизы. Региональная инновационная площадка по реализации проекта "Создание модели и механизма управления внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений ТМР» функционирует со дня подписания соглашения с Департаментом образования Ярославской области (8.08.2014 г.). С этого момента участниками сети выполнена организационная работа по созданию структуры сети, определение ее функционала. Разработан пакет необходимых документов, комплект локальных актов для ДОУ. Значимым событием для района была родительская конференция, в которой приняли участие представители родительской общественности всех дошкольных учреждений. Идет работа по организации аналитической деятельности. На основе созданной в сети матрицы анализа впервые в районе определяется промежуточный уровень введения ФГОС ДО. Таким образом, сетевое взаимодействие способствует созданию единого образовательного пространства для обеспечения комплекса условий введения и эффективной реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин.