Страница обновлена 27.12.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 25 "Дюймовочка"
Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 27.12.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 25 "Дюймовочка"
Тутаевского муниципального района

Рабочая программа воспитания  МДОУ №  25 «Дюймовочка»  на 2022-2026 гг.

Приказ "Об изменении ООП ДО и включени в неё рабочей программы воспитания и календарного воспитательной работы МДОУ № 25 "Дюймовочка" на 2021-2022 учебный год"

Приказ " Об утверждении основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ № 25 "Дюймовочка"

Примерный календарный план воспитательной работы  МДОУ №25 «ДЮЙМОВОЧКА»

Приказ "О внесении изменений и утверждении рабочей программы воспитания  МДОУ №  25 «Дюймовочка»  на 2022-2026 гг. в новой редакции"

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды для возрастных групп дошкольной образовательной организации  (коментарии к РППС)

Программа развития МДОУ № 25 "Дюймовочка" на 2022-2024 годы

Приказ "Об утверждении Программы развития МДОУ № 25 "Дюймовочка" на 2021-2024 г."

АООП для слабовидящих

АООП с задержкой психического развития

АООП с тяжелыми нарушениями речи

Приказ "О создании рабочей группы по разработке Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МДОУ № 25 "Дюймовочка"

 

Муниципального  дошкольного образовательного учреждения

"Детского сада № 25 «Дюймовочка» ТМР

№п/п

Содержание

стр

Наименование раздела

стр

1

 ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы (обязательная часть и формируемая участниками образовательных отношений)

7

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.1.3.

Значимые характеристики:

- характеристика ДОУ

- характеристики особенности развития детей дошкольного возраста

10

1.2

Планируемые результаты освоения образовательной программы, выраженные целевыми ориентирами 

15

   2 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

23

2.1

Образовательная деятельность по образовательным областям

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

 

 

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

24

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

29

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

33

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

36

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

38

2.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

42

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

44

2.4.

Особенности  взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

50

2.5.

Образовательная деятельность по коррекционной  работе с детьми с нарушениями речи

54

 

Пояснительная записка

 

 

Программно – методическое обеспечение коррекционной работы

 

 

Взаимодействие специалистов

 

 

Модель коррекционно-развивающей  работы в группе

 

 

Организация мониторинга коррекционно-развивающей  работы

 

2.6

Особенности осуществления образовательного процесса

62

 

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста

 

 

Особенности организации образовательного процесса в группах дошкольного возраста

 

2.7

Формы организации образовательной деятельности

 65

 

Распределение основных видов непосредственно образовательной деятельности на неделю

 

 

Содержание оздоровительно-профилактической работы

 

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

69

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

69

 

Развивающая предметно-пространственная среда

 

 

Использование электронных программных продуктов

 

3.2

Организация режима пребывания детей в организации. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости то их возрастных и индивидуальных особенностей

73

3.3

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

80

4

КРАТКАЯ  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ПРОГРАММЫ

84

 

Краткая презентация ООП МДОУ №25 «Дюймовочка»

84

 

ПРИЛОЖЕНИЯ к ООП МДОУ №25 «Дюймовочка»

Режим дня воспитанников.

Календарно-тематическое планирование.

Учебный план.    

Описание возрастных особенностей психофизического развития дошкольников.

Показатели развития детей в соответствии с возрастом (Планируемые промежуточные результаты освоения Программы)

Рабочая программа учителя – логопеда, педагога-психолога, рабочая программа инструктора по физической культуре, рабочая программа музыкального руководителя.

Паспорт РППС

Авторская программа «Светлячок»

Программа музея «Русская Горенка»

Электронные   сборники:  

1Интерактивный сенсорный планшет как «элемент» развивающей среды

для малышей – 1». «Знакомьтесь, Интерактивный сенсорный планшет и начинка к нему!».  Дидактическое обеспечение.

2.«Интерактивный сенсорный планшет как «элемент» развивающей среды

 для малышей – 2». «Играем  на планшете».   Методическое обеспечение.

3.«Пути формирования здоровьесберегающего поведения у детей на уроках ВАЛЕОЛОГИИ»  5-7 лет  (2 части)

4. «ТРОПИНКИ  ОТКРЫТИЙ»  Опыт проектирования развивающей среды на территории участка ДОУ

для свободной детской игры. Методические материалы

5. Методические материалы проекта «Краеведения страница  – истории частица»

 

                                       

 

 Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ детского сада №25 «Дюймовочка»

 

1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 25 «Дюймовочка»Тутаевского муниципального района на 2023-2028 учебный год разработана

- на основе ФГОС ДО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный   Образовательный стандарт дошкольного  образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155".(Зарегистрирован 13.02.2019 № 53776).

- на основе ФОП ДО ( приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).

Программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:

1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

3) создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от 1,5 лет до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Основная образовательная программа МДОУ детского сада   №25 «Дюймовочка» разработана с учетом примерной комплексной программы «Радуга» /научные редакторы Е.В. Соловьева (науч, руководитель),  Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик  2010 г.

Содержание Программы учитывает возрастные и  индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Всего в детском саду воспитывается 98 ребенка.

Общее количество групп – 5. Из них – 1 группа раннего возраста, 4 группы – дошкольного возраста.  

Группы общеразвивающей направленности – 4

Группа комбинированной направленности – 1

  • №1 «ЛУЧИКИ» Ранний возраст –  от 1,5 года до 3 лет;
  • №2 «КАПЕЛЬКИ» Младшая   группа –  от   3 до 4 лет;
  • №3 «СОВЯТА» Средняя   группа –  от   4 до 5 лет;
  • №4 «ПЧЕЛКИ» Старшая группа – от 5 до 6 лет;
  • №5 «ЗВЕЗДОЧКИ» Подготовительная к школе группа –  от  6 до 7 лет;

          В МДОУ группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием. Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.

  1. Используемые примерные программы

          Содержание образовательного процесса групп общеразвивающей направленности, выстроено на основе:

- примерной комплексной программы «Радуга» /научные редакторы Е.В. Соловьева (науч, руководитель),  Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик  2015 г.

В содержание этой части вошли парциальные программы, авторские программы, тематические проекты:

  • «Кроха», воспитание детей от 1 года до 2-х лет
  • «Природа и художник»  Копцева Т.А. – Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
  • «Цветные ладошки». Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
  • «Дорогою добра. Занятия для детей по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию» Л.В.Коломойменко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова.   Пособие ориентировано на четыре возрастных периодов:  младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет)
  • «Уроки добра»  Семенака – коррекционно-развивающая программа. (5 – 7 лет)
  • «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханевой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева)
  •  Использование технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • «Музыкальные шедевры» автор О.П. Радынова
  • «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.
  • «Ритмическая мозаика» Буренина А.И

 

             Коррекционные программы:

  • «Развитие речи детей  с ОНР» Т.Б. Филичевой
  • «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищева.
  • «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищева

 

  • Авторская  программа по экологическому воспитанию «Светлячок»,  разработанная педагогом – экологом по дополнительному       образованию Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие» Тутаевского муниципального района – Олонцевой Т.В. Приложение
  • Модифицированная программа  «Пути формирования здоровьесберегающего поведения у детей на уроках ВАЛЕОЛОГИИ»  из опыта работы педагога дошкольного образования по проекту «Тропинки Здоровья»   для 5-7 лет
  • Модифицированная программа «Театральная мозаика» по театрализованной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей и подготовительной группы
  •  «Ладушки»  Программа музыкального  воспитания  И. М. Каплуновой,  И. А. Новоскольцевой
  •  «Музыкальное воспитание младших дошкольников» И. Л. Дзержинской
  •  «Вокально-хоровая работа в детском саду» Пособие М. Ю. Картушиной
  • «Играем на планшете» авторский методический материал для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2-4 лет.
  •  Программа по музея «Русская Горенка» предусматривает включение воспитанников от 4 до 7 лет в процесс  ознакомления с региональными особенностями поселка Константиновский, города Тутаева и Ярославского края.  Региональный компонент Программы реализуется через два направления:

      – Краеведение  «Краеведение страница – истории частица». Приложение.

      – Программа по музейной педагогике «Города и веси Земли Русской» этнографического  музея детского сада «Русская Горенка». Программа рассчитана на детей 5-8 летнего возраста. В основу, которой входит образовательный проект «Катись КОЛЕЧКО ЗОЛОТОЕ – мы путешествуем с тобою» познавательный маршрут для дошкольников по «Золотому кольцу» России и авторы пособия  О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Содержание материалов  направлено на реализацию этнокультурного компонента. Приложение.

Структура и формы организации образовательного процесса в детском саду

Учебный день делится на 3 блока:

1.  Утренний  блок – с 7-00 до 9-00 включает в себя:

  • совместную деятельность  педагога с детьми
  • самостоятельную деятельность детей

2.  Развивающий блок с 9-00 до 12-00 включает в себя:  

  • непосредственно организованную образовательную деятельность 
  • совместную деятельность  педагога с детьми 
  • самостоятельную деятельность детей

3.  Вечерний блок – с 15-00 до 19-00 включает в себя:

  • дополнительные образовательные услуги
  • совместную деятельность  педагога с детьми
  • самостоятельную деятельность детей

Годовой календарный учебный график

Правила внутреннего распорядка учащихся (режим дня) 

Структура учебного года

     Организованная образовательная деятельность начинается с 1 сентября. 

  • с 1 сентября по 15 сентября – адаптационный, диагностический период;
  • с16 сентября по 5 ноября – учебный период;
  • с 6 ноября по 8 ноября – "творческие" каникулы;
  • с 9 ноября по 25 декабря – учебный период;
  • с 26 декабря по  10 января – новогодние каникулы;
  • с 11 января по 5 марта – учебный период;
  • с 6 марта по 10 марта – "творческие" каникулы;
  • с 11 марта по 15 мая – учебный период;
  • с 16 мая по 30 мая – диагностический период.

 Примечание:

  • Творческие каникулы – посещение музеев, выставок, концертов, проведение праздников, развлечений, викторин, соревнований.
  • Адаптационный период – время привыкания детей к условиям детского сада (вновь прибывших детей).
  • Диагностический период – период  выявления уровня и проблем развития ребенка.
  1. Характеристика взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одним из важных условий, реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Целью такого взаимодействия является сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

В структуру работы с родителями входит:

-   Педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

-   Информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом, отдельных групп через наглядную информацию.

- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (Дни открытых дверей, демонстрация личных достижений воспитанников).

-   Привлечение родителей в органы самоуправления ДОУ.

Формы взаимодействия семьи и ДОУ

  • Общее родительское собрание. Публичный отчет
  • День открытых дверей для родителей и гостей
  • Родительские собрания в группах
  • Родительский субботник, помощь в уборке и утеплении помещений
  • Мастер-классы
  • Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»
  • Семинары для родителей
  • Консультация
  • Общие рекомендации по подготовке костюмов и организации праздников
  • Спортивный клуб «Тропинки Здоровья»
  • Круглый стол «Преемственность в вопросах обучения»
  • Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой ДОУ
  • Заседание родительского комитета
  • Круглый стол «Скоро в школу» (встреча с психологом и учителями  СОШ ).

 

Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года

Участие родителей

в жизни ДОУ

Форма участия

Периодичность

сотрудничества

Проведение мониторинговых исследований

Анкетирование

1 раз в квартал или по мере необходимости

В создание условий

Участие в благоустройстве территории

2 – 3 раза в год

Помощь в создании предметно-развивающей среды

постоянно

Оказание помощи в ремонтных работах

ежегодно

В управлении ДОУ

Участие в работе  родительского комитета

по плану

Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», стенгазеты, памятки, буклеты)

1 – 2 раза в месяц

Создание странички на сайте ДОУ

Обновление постоянно

Консультации

по запросу

Родительские собрания, практикумы

по годовому плану

В воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества и партнёрских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

Дни открытых дверей

1 раз в год

Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

по календарному плану

Экскурсии в музей

по годовому плану

День здоровья

2 раза в год

Совместные праздники, развлечения

по годовому плану

Встречи с интересными людьми

по годовому плану

Спортивный клуб «Тропинки Здоровья»

по плану

Участие в творческих выставках, смотрах конкурсах

постоянно

Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

по мере реализации проекта