Рабочая программа воспитания МДОУ № 25 «Дюймовочка» на 2022-2026 гг.
Примерный календарный план воспитательной работы МДОУ №25 «ДЮЙМОВОЧКА»
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды для возрастных групп дошкольной образовательной организации (коментарии к РППС)
Программа развития МДОУ № 25 "Дюймовочка" на 2024-2025 годы
Приказ "Об утверждении Программы развития МДОУ № 25 "Дюймовочка" на 2021-2024 г."
АООП с задержкой психического развития
АООП с тяжелыми нарушениями речи
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
"Детского сада № 25 «Дюймовочка» ТМР
№п/п |
Содержание |
стр |
№ |
Наименование раздела |
стр |
1 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
4 |
1.1. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1.1. |
Цели и задачи реализации программы (обязательная часть и формируемая участниками образовательных отношений) |
7 |
1.1.2. |
Принципы и подходы к формированию Программы |
8 |
1.1.3. |
Значимые характеристики: - характеристика ДОУ - характеристики особенности развития детей дошкольного возраста |
10 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения образовательной программы, выраженные целевыми ориентирами |
15 |
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
23 |
2.1 |
Образовательная деятельность по образовательным областям Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. |
|
|
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
24 |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
29 |
|
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
33 |
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
36 |
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
38 |
2.2. |
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности |
42 |
2.3. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
44 |
2.4. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
50 |
2.5. |
Образовательная деятельность по коррекционной работе с детьми с нарушениями речи |
54 |
|
Пояснительная записка |
|
|
Программно – методическое обеспечение коррекционной работы |
|
|
Взаимодействие специалистов |
|
|
Модель коррекционно-развивающей работы в группе |
|
|
Организация мониторинга коррекционно-развивающей работы |
|
2.6 |
Особенности осуществления образовательного процесса |
62 |
|
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста |
|
|
Особенности организации образовательного процесса в группах дошкольного возраста |
|
2.7 |
Формы организации образовательной деятельности |
65 |
|
Распределение основных видов непосредственно образовательной деятельности на неделю |
|
|
Содержание оздоровительно-профилактической работы |
|
3 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
69 |
3.1 |
Материально-техническое обеспечение Программы |
69 |
|
Развивающая предметно-пространственная среда |
|
|
Использование электронных программных продуктов |
|
3.2 |
Организация режима пребывания детей в организации. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости то их возрастных и индивидуальных особенностей |
73 |
3.3 |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
80 |
4 |
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ |
84 |
|
Краткая презентация ООП МДОУ №25 «Дюймовочка» |
84 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ к ООП МДОУ №25 «Дюймовочка» Режим дня воспитанников. Календарно-тематическое планирование. Учебный план. Описание возрастных особенностей психофизического развития дошкольников. Показатели развития детей в соответствии с возрастом (Планируемые промежуточные результаты освоения Программы) Рабочая программа учителя – логопеда, педагога-психолога, рабочая программа инструктора по физической культуре, рабочая программа музыкального руководителя. Паспорт РППС Авторская программа «Светлячок» Программа музея «Русская Горенка» Электронные сборники: 1.«Интерактивный сенсорный планшет как «элемент» развивающей среды для малышей – 1». «Знакомьтесь, Интерактивный сенсорный планшет и начинка к нему!». Дидактическое обеспечение. 2.«Интерактивный сенсорный планшет как «элемент» развивающей среды для малышей – 2». «Играем на планшете». Методическое обеспечение. 3.«Пути формирования здоровьесберегающего поведения у детей на уроках ВАЛЕОЛОГИИ» 5-7 лет (2 части) 4. «ТРОПИНКИ ОТКРЫТИЙ» Опыт проектирования развивающей среды на территории участка ДОУ для свободной детской игры. Методические материалы 5. Методические материалы проекта «Краеведения страница – истории частица» |
|
Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ детского сада №25 «Дюймовочка»
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 25 «Дюймовочка»Тутаевского муниципального района на 2023-2028 учебный год разработана
- на основе ФГОС ДО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155".(Зарегистрирован 13.02.2019 № 53776).
- на основе ФОП ДО ( приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
Программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от 1,5 лет до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Основная образовательная программа МДОУ детского сада №25 «Дюймовочка» разработана с учетом примерной комплексной программы «Радуга» /научные редакторы Е.В. Соловьева (науч, руководитель), Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик 2010 г.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Всего в детском саду воспитывается 98 ребенка.
Общее количество групп – 5. Из них – 1 группа раннего возраста, 4 группы – дошкольного возраста.
Группы общеразвивающей направленности – 4
Группа комбинированной направленности – 1
- №1 «ЛУЧИКИ» Ранний возраст – от 1,5 года до 3 лет;
- №2 «КАПЕЛЬКИ» Младшая группа – от 3 до 4 лет;
- №3 «СОВЯТА» Средняя группа – от 4 до 5 лет;
- №4 «ПЧЕЛКИ» Старшая группа – от 5 до 6 лет;
- №5 «ЗВЕЗДОЧКИ» Подготовительная к школе группа – от 6 до 7 лет;
В МДОУ группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием. Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.
- Используемые примерные программы
Содержание образовательного процесса групп общеразвивающей направленности, выстроено на основе:
- примерной комплексной программы «Радуга» /научные редакторы Е.В. Соловьева (науч, руководитель), Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик 2015 г.
В содержание этой части вошли парциальные программы, авторские программы, тематические проекты:
- «Кроха», воспитание детей от 1 года до 2-х лет
- «Природа и художник» Копцева Т.А. – Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
- «Цветные ладошки». Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
- «Дорогою добра. Занятия для детей по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию» Л.В.Коломойменко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. Пособие ориентировано на четыре возрастных периодов: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет)
- «Уроки добра» Семенака – коррекционно-развивающая программа. (5 – 7 лет)
- «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханевой
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева)
- Использование технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
- «Музыкальные шедевры» автор О.П. Радынова
- «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.
- «Ритмическая мозаика» Буренина А.И
Коррекционные программы:
- «Развитие речи детей с ОНР» Т.Б. Филичевой
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищева.
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищева
- Авторская программа по экологическому воспитанию «Светлячок», разработанная педагогом – экологом по дополнительному образованию Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие» Тутаевского муниципального района – Олонцевой Т.В. Приложение
- Модифицированная программа «Пути формирования здоровьесберегающего поведения у детей на уроках ВАЛЕОЛОГИИ» из опыта работы педагога дошкольного образования по проекту «Тропинки Здоровья» для 5-7 лет
- Модифицированная программа «Театральная мозаика» по театрализованной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей и подготовительной группы
- «Ладушки» Программа музыкального воспитания И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой
- «Музыкальное воспитание младших дошкольников» И. Л. Дзержинской
- «Вокально-хоровая работа в детском саду» Пособие М. Ю. Картушиной
- «Играем на планшете» авторский методический материал для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2-4 лет.
- Программа по музея «Русская Горенка» предусматривает включение воспитанников от 4 до 7 лет в процесс ознакомления с региональными особенностями поселка Константиновский, города Тутаева и Ярославского края. Региональный компонент Программы реализуется через два направления:
– Краеведение «Краеведение страница – истории частица». Приложение.
– Программа по музейной педагогике «Города и веси Земли Русской» этнографического музея детского сада «Русская Горенка». Программа рассчитана на детей 5-8 летнего возраста. В основу, которой входит образовательный проект «Катись КОЛЕЧКО ЗОЛОТОЕ – мы путешествуем с тобою» познавательный маршрут для дошкольников по «Золотому кольцу» России и авторы пособия О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Содержание материалов направлено на реализацию этнокультурного компонента. Приложение.
Структура и формы организации образовательного процесса в детском саду
Учебный день делится на 3 блока:
1. Утренний блок – с 7-00 до 9-00 включает в себя:
- совместную деятельность педагога с детьми
- самостоятельную деятельность детей
2. Развивающий блок с 9-00 до 12-00 включает в себя:
- непосредственно организованную образовательную деятельность
- совместную деятельность педагога с детьми
- самостоятельную деятельность детей
3. Вечерний блок – с 15-00 до 19-00 включает в себя:
- дополнительные образовательные услуги
- совместную деятельность педагога с детьми
- самостоятельную деятельность детей
Годовой календарный учебный график
Правила внутреннего распорядка учащихся (режим дня)
Структура учебного года
Организованная образовательная деятельность начинается с 1 сентября.
- с 1 сентября по 15 сентября – адаптационный, диагностический период;
- с16 сентября по 5 ноября – учебный период;
- с 6 ноября по 8 ноября – "творческие" каникулы;
- с 9 ноября по 25 декабря – учебный период;
- с 26 декабря по 10 января – новогодние каникулы;
- с 11 января по 5 марта – учебный период;
- с 6 марта по 10 марта – "творческие" каникулы;
- с 11 марта по 15 мая – учебный период;
- с 16 мая по 30 мая – диагностический период.
Примечание:
- Творческие каникулы – посещение музеев, выставок, концертов, проведение праздников, развлечений, викторин, соревнований.
- Адаптационный период – время привыкания детей к условиям детского сада (вновь прибывших детей).
- Диагностический период – период выявления уровня и проблем развития ребенка.
- Характеристика взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одним из важных условий, реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Целью такого взаимодействия является сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
В структуру работы с родителями входит:
- Педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
- Информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом, отдельных групп через наглядную информацию.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (Дни открытых дверей, демонстрация личных достижений воспитанников).
- Привлечение родителей в органы самоуправления ДОУ.
Формы взаимодействия семьи и ДОУ
- Общее родительское собрание. Публичный отчет
- День открытых дверей для родителей и гостей
- Родительские собрания в группах
- Родительский субботник, помощь в уборке и утеплении помещений
- Мастер-классы
- Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»
- Семинары для родителей
- Консультация
- Общие рекомендации по подготовке костюмов и организации праздников
- Спортивный клуб «Тропинки Здоровья»
- Круглый стол «Преемственность в вопросах обучения»
- Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой ДОУ
- Заседание родительского комитета
- Круглый стол «Скоро в школу» (встреча с психологом и учителями СОШ ).
Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года
Участие родителей в жизни ДОУ |
Форма участия |
Периодичность сотрудничества |
Проведение мониторинговых исследований |
Анкетирование |
1 раз в квартал или по мере необходимости |
В создание условий |
Участие в благоустройстве территории |
2 – 3 раза в год |
Помощь в создании предметно-развивающей среды |
постоянно |
|
Оказание помощи в ремонтных работах |
ежегодно |
|
В управлении ДОУ |
Участие в работе родительского комитета |
по плану |
Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей |
Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», стенгазеты, памятки, буклеты) |
1 – 2 раза в месяц |
Создание странички на сайте ДОУ |
Обновление постоянно |
|
Консультации |
по запросу |
|
Родительские собрания, практикумы |
по годовому плану |
|
В воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества и партнёрских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство |
Дни открытых дверей |
1 раз в год |
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности |
по календарному плану |
|
Экскурсии в музей |
по годовому плану |
|
День здоровья |
2 раза в год |
|
Совместные праздники, развлечения |
по годовому плану |
|
Встречи с интересными людьми |
по годовому плану |
|
Спортивный клуб «Тропинки Здоровья» |
по плану |
|
Участие в творческих выставках, смотрах конкурсах |
постоянно |
|
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности |
по мере реализации проекта |