"Обыкновенное чудо или Мишуткины истории
в коррекции нарушения связной речи у дошкольников»
Материалы проекта смотрите по ссылкеhttps://disk.yandex.ru/d/ri85d2I0xo82Vg
Маленькие активности – большие результаты
в логопедической практике
Автор:
Королькова Ольга Николаевна,
учитель-логопед
В последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет коррекция. Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах.
Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям в коррекции используются нейроигры.
Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.
Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.
Как понять, что у ребенка есть проблемы?
Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.
Нейроигры рекомендованы детям:
- склонным к импульсивным, случайным реакциям
- испытывающим трудности в усвоении инструкций и правил
- часто отвлекаются и не удерживают внимание
- «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный
- со сниженной общей работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью
- с нарушением мыслительной деятельности
- с недостатками в речевом развитии
- со сниженной функцией внимания и памяти
- с несформированным пространственным представлением
- с недостаточностью саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.
Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:
- эпилепсия
- генетические симптомы
- психические расстройства
Нейроигры:
- помогают осознанию собственной телесной активности, улучшают контакт с телом;
- развивают моторику рук,
- развивают моторное планирование;
- способствуют формированию внимания, развития самоконтроля;
- формируют удержание двигательных программ.
Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость.
Данные игровые сеансы помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма
Все игры я поделила на три группы:
- Игры на развитие пространственных представлений.
Данные игры направлены на освоение пространства с опорой на собственное тело. Кроме того, игры способствуют развитию внимания и контроля за своим поведением.
- Игры на переключение.
Данные игры тренируют зрительное внимание, развивают способность быстро переключаться с одной задачи на другую, развивают координацию движения, мелкую моторику, а также автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
- Игры на повышение уровня самоконтроля.
Данные игры направлены на ритмичное изменение положений рук, ног, тела.
В результате проведенной работы с использованием нейроигр, у детей повысился интерес к логопедическим занятиям. Дети с удовольствием выполняют задания, играя в предложенные игры. Звуки автоматизируются быстрее и качественнее, у детей пропала «кабинетная» речь. Совмещая действия, движения рук, ног и тела со звуками, у детей расширяется лексический запас и улучшается моторика. У всех детей улучшилась память и внимание, повысилась работоспособность.
Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.