Страница обновлена 12.11.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 25 "Дюймовочка"
Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 12.11.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 25 "Дюймовочка"
Тутаевского муниципального района

 

 

 

"Обыкновенное чудо или Мишуткины истории

в коррекции нарушения связной речи у дошкольников»

Материалы проекта смотрите по ссылкеhttps://disk.yandex.ru/d/ri85d2I0xo82Vg

 

 

 

 

Маленькие активности – большие результаты

в логопедической практике

Автор:

      Королькова Ольга Николаевна,

учитель-логопед

 

В последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет коррекция. Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах.

Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям в коррекции используются нейроигры.

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Нейроигры рекомендованы детям:

- склонным к импульсивным, случайным реакциям

- испытывающим трудности в усвоении инструкций и правил

- часто отвлекаются и не удерживают внимание

- «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный

- со сниженной общей работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью

- с нарушением мыслительной деятельности

- с недостатками в речевом развитии

- со сниженной функцией внимания и памяти

- с несформированным пространственным представлением

- с недостаточностью саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

- эпилепсия

- генетические симптомы

- психические расстройства

Нейроигры:

- помогают осознанию собственной телесной активности, улучшают контакт с телом;

- развивают моторику рук,

- развивают моторное планирование;

- способствуют формированию внимания, развития самоконтроля;

- формируют удержание двигательных программ.

Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость.

Данные игровые сеансы помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма

Все игры я поделила на три группы:

  1. Игры на развитие пространственных представлений.

Данные игры направлены на освоение пространства с опорой на собственное тело. Кроме того, игры способствуют развитию внимания и контроля за своим поведением.

  1. Игры на переключение.

Данные игры тренируют зрительное внимание, развивают способность быстро переключаться с одной задачи на другую, развивают координацию движения, мелкую моторику, а также автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

  1. Игры на повышение уровня  самоконтроля.

Данные игры направлены на ритмичное изменение положений рук, ног, тела.

В результате проведенной работы с использованием нейроигр, у детей повысился интерес к логопедическим занятиям. Дети с удовольствием выполняют задания, играя в предложенные игры. Звуки автоматизируются быстрее и качественнее, у детей пропала «кабинетная» речь. Совмещая действия, движения рук, ног и тела со звуками, у детей расширяется лексический запас и улучшается моторика. У всех детей улучшилась память и внимание, повысилась работоспособность.

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Игры на борде 1
Игры на борде 2
Игры на борде 3
Игры на борде 4
Игры на борде 5
Игры с ложками
Коробочки
Ладошки
Логопальцеход
Логопедический дартс
Найди фигуры
Разноцветные стаканчики
Следы и стрелки
Следы и стрелки2
1
IMG-72b15d466e34a3d4ae3f178a624290d1-V
2
IMG-9f00d636e78157a1aa4d7805271cb065-V
IMG_20221114_094348
IMG_20221114_174601
IMG_20221116_173951
IMG_20221208_160810
IMG_20221208_161109
IMG_20221208_163807
IMG_20221209_082130
IMG_20221212_094815
InShot_20221207_092835711
InShot_20230119_085022536