Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 25 "Дюймовочка" Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 25 "Дюймовочка" Тутаевского муниципального района

СОВЕТЫ

Здоровье начинается со стопы!

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно  важные функции, благодаря которым осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерациональная сменная обувь. Особое значение в формировании стопы имеют условия пребывания ребенка в детском саду, в котором он проводит  большую часть дня.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют вее­рообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного воз­раста на подошве сильно развита под­кожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагнос­тическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии вы­носят начиная с пятилетнего возраста. Повторим, что наиболее часто встре­чающаяся деформация стопы у до­школьников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способст­вует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утом­ляемость, головную боль и боль в голе­ни и стопе. У них также нарушается по­ходка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.

Форма стопы влияет также на состоя­ние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требова­ния к рессорной функции позвоночни­ка и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонко­вых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы – справа или слева – приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза. Важная функция стопы определяется расположением рефлексогенных зон на подошве, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, ды­хательной и др.).

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике де­формаций стопы, начиная уже с ранне­го возраста.

Факторы, влияющие на развитие свода стопы.

Внутренние, оп­ределяемые физиологическими зако­номерностями роста и развития детско­го организма (сила мышц и эластич­ность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и со­стоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) ивнешние (не­рациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении си­дя, исключающие локальные физичес­кие нагрузки на стопы).

Какой  должна быть обувь для дошкольника?      

  •  Обувь должна соответство­вать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5—7 мм, учи­тывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удли­нении пальцы принимают согнутое по­ложение, что может привести к их де­формации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приво­дит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно сво­бодная обувь также оказывает отрица­тельное влияние – могут появиться по­тертости, мозоли.      
  •  Подошва должна быть гиб­кой. Недостаточная гибкость ограничи­вает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам го­лени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказыва­ет негативное влияние на осанку и по­звоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носоч­ную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25°.      
  • Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утом­лению.       Слишком мягкая подошва (напри­мер, в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плос­костопия при ходьбе по жесткому грун­ту, асфальту или полу.      
  •  Важным элементом обуви для дошкольников являетсякаблук, вы­сота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При не­большом каблуке свод, наоборот, раз­гружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрез­мерной – это приводит к снижению по­перечного свода и формированию по­перечного плоскостопия. Высота каблука не должна пре­вышать 5-10 мм. Такой каблук увели­чивает свод стопы, ее рессорность, за­щищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчи­вость обуви.      
  •  В профилактике дефор­мации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, ко­торый позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее от­клонение наружу. Деформация пяточ­ной кости нарушает устойчивость голе­ностопного сустава, формирует боле­вой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).      
  •  Наряду с фиксированным зад­ником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в летних туфлях приводит к неустойчивому положе­нию стопы. Кроме того, возрастает уг­роза травматизации пальцев. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответст­вующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации паль­цев.      
  •  Для обеспечения оптималь­ного температурно-влажностного ре­жима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные ре­шения (переплетение ремешков, до­полнительные «окошки» и др.), кото­рые позволяли бы осуществлять хоро­шую вентиляцию обуви. Перегрев сто­пы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плос­костопия.

Нарушением гигиенических требо­ваний к обуви являетсяиспользование летних туфель без фиксированного задника с открытой носочной частью, домашних тапочек с мягким задником без крепления (ремешка) для доста­точной фиксации стопы, а также ис­пользование старой, изношенной, по­рой не соответствующей размеру и форме стопы обуви, длительное пре­бывание в которой может принести непоправимый вред здоровью ребенка.Специальные стельки необхо­димы только при выра­женных деформациях сто­пы. Они должны быть строго индивидуальны, т.е. соответствовать рельефу подошвенной части сто­пы. В остальных же случа­ях  до­статочно выполнять гиги­енические требования, на­правленные на укрепле­ние всего организма, про­филактику простудных заболеваний, гиподинамии, обострений хроничес­ких болезней, а также правильно пи­таться, использовать рациональную обувь, укреплять мышцы и связки по­средством выполнения корригирую­щих физических упражнений.  

Большое значение для предупрежде­ния деформации стопы имеют закали­вающие процедуры, а также использо­вание тренажеров для стоп, в том числе гидромассажных ванночек.   

Инструктор по физическому воспитанию