МУЗЕЙНАЯ ИСТОРИЯ
Время не стоит на месте, все меняется, а так хочется сохранить часть исторического прошлого, поэтому в нашем детском саду создан музей «Русская Горенка» с этнокультурным (русским) компонентом образования. Музей оформлен в виде русской избы – «Русской Горенки». Здесь все как в настоящей избе: стены и пол «деревянные», печка «из кирпича», деревянный стол, лавки, домашняя утварь и т.д.
…Так по старинным обычаям центральная часть дома в старину называлась горница. Это была большая и светлая комната. Вдоль стен шли лавки, а над ними врезанные в стены полки. Стол, лавки, лари строились плотниками вместе с домом и назывались «хоромным нарядом», на которых сидели и даже спали. Там встречали гостей. Ну а самое почетное место отводилось в избе печке. Со стороны печки в горнице находится хозяйственный угол, который назывался «бабий кут» – царством хозяйки. Место для хозяина находилось в углу у двери. Самые маленькие спали в колыбельках, подвешенных за крючок к потолку…
Поэтому наш музей имеет такое название «Русская Горенка».
Погружая детей в далекое прошлое, в детство бабушек и дедушек, мы формируем такие качества как особый интерес, любознательность к предметам, интерес к истории народных промыслов, знание обрядов и праздников своего народа, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, народных игр. Ребенок узнает об элементах народного костюма, способах его украшения, обереговых функциях деталей костюма, знает об обрядовых и обереговых функциях народной куклы. Знакомится с предметами народного быта, декоративно-прикладного искусства. (знает о растении – лен и продуктах его переработки, о создании изделий из шерсти и шкуры, о национальной русской кухне, о старинных народных ремеслах). Здесь у ребенка формируются первичные навыки рукоделия и ручного труда. Так ведется активная работа по приобщению детей к миру искусства через этнокультурную среду, формируется чувство любви к своей семье, Родине, развивается эстетический вкус.
Музей нашего детского сада «Дюймовочка» успешно прошел паспортизацию и был включен во Всероссийский реестр школьных музеев. Тематическая структура нашего музея представляет следующие разделы, образующими отдельные интерактивные зоны:«Красный угол, колыбелька», «Бабий кут», «Горка», «Здравствуй печка русская», «Русский костюм как среда воспитания – Ремесла и промыслы; Рукоделие: вышивка, кружево, ткачество; Тряпичная кукла», «Орудия труда», «Предметы крестьянского быта». Помимо постоянно представленной в музее экспозиции, с использованием предметов музейного значения организуются периодические выставки, ярмарки, которые обычно приурочиваются к знаменательным и датам народного календаря.
Перед нами стояла задача – создать функциональный и практичный интерьер, убранство которого бы передавал атмосферу русского быта – "Русская Горенка"
Сначало появилась мини-экспозиция "Горенка" в старшей группе детского сада
|
|
|
|
Идею создания самого музея подсказала самая первая экспозиция, созданная в старшей группе детского сада – «Возвращение народной куклы», которая представляла рукотворную тряпичную куклу. Увлекшись и изучив старинную технологию изготовления тряпичной куклы с детьми, мы пришли к мысли о том, что следует изучить следующие вопросы: «А какую одежду носили в старые добрые времена, как ее украшали, как рождалась одежда, чем женская одежда отличалась от мужской, какое народное ремесло делает костюм живописным и чем одежда прошлого отличается от настоящего». Так в погоне за теоретическими знаниями, которые мы стали собирать по крупицам, был рожден проект «Нет живописней русского наряда!». Этому проекту была посвящена целая экспозиция «Русский костюм как среда воспитания». Народный костюм, как и другие области искусства прошлого, достоин быть отдельной темой для разговора.«Русский костюм как среда воспитания» несет не только элемент материальной культуры, это синтез различных видов декоративного творчества, синтез традиций и уклада народного быта, отражающий культурное наследие Родного края. Главные составляющие этой зоны: «Русский костюм», «Тряпичная кукла и игрушки из бабушкиного сундука», «Рукоделие: вышивка, кружево и ткачество».Здесь представлена коллекция народного костюма Ярославской губернии XVIII – XIX веков: подлинные сарафаны, рубахи, понева, пояса, головные уборы и другие предметы одежды, а также предметы женского рукоделия, рукотворные изделия и элементы костюма, изготовленные руками родителей и педагогов. Такая выставка у детей вызывает неподдельный интерес. «Русский костюм», хранящий в себе мудрость, трудолюбие, широту русской души, а также удивительные секреты узоров вышивки и кружевов позволяют активизировать и разнообразить деятельность детей во взаимодействии с предметным окружением, приобщают к культурным и художественным традициям. «Русский костюм как среда воспитания» мы отводим главенствующую роль, вокруг которой завязываются и все остальные интерактивные зоны нашей «Русской Горенки», погружаясь в быт и культуру прошлых столетий. Здесь наши дети узнают о том, как в прошлом люди жили, трудились, отдыхали, что ели, какие имели нравы и традиции, как праздники отмечали и многое другое.
Вместе с педагогами дети знакомятся с предметами народного быта: ухваты, крынки, самовары, угольные утюги, корыто и секач для рубки капусты, цеп для молотьбы зерна и много других предметов.
Неоценимую помощь в создании музея оказали и оказывают родители. Вместе с детьми они занимаются поисками старинных вещей и предметов быта. И все же, несмотря на обилие старинных предметов, вещей и мебели, этот интерьер не похож на музей, в котором экспонаты запрещено трогать руками и передвигать с раз и навсегда отведенным им мест. Внутренний облик не кажется застывшим. Это место для жизни, и удивительные вещи собраны в нем именно для того, чтобы ими пользоваться, прикасаться к ним, изучать, рассматривать… Экспонаты музея, за исключением наиболее ценных, мы не держим за стеклом. Они в рабочем состоянии и их можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Именно к этому мы стремились при реализации проекта музея: сделать музей таким, чтобы каждый гость мог не только увидеть его, но и ощутить.